Nissan e.dams: Попытка вернуться в лидеры (превью сезона 2019/20)

Nissan e.dams, год основания – 2013, болид – Nissan IM02, пилоты – Оливер Роуланд, Себастьян Буэми.

Nissan IM02
Статистика команды

22 — Oliver Rowland (GBR), Оливер Роуланд (родился 10 Августа 1992 года в Барнсли, Великобритания)

Что можно сказать про Оливера? Он, в принципе, сделал всё правильно. Беда лишь в том, что в автоспорте мало всё сделать правильно, в автоспорте важно всё сделать правильно в нужном месте и в нужное время! Оливер начал карьеру в семь лет и долгие 10 лет затем посвятил картингу. Начав с самых ранних категорий уровня сельского проката, он постепенно, планомерно, зарабатывая регулярно подиумы и хорошие места, выиграл класс KF и добрался до настоящего коробочно-картингового класса KZ1 (правда, выступил там не очень).

Пришло время молодёжных формул, и вот тут и проявился главный недостаток Оливера. ВОЗРАСТ. Придя в 2010 году в зимнюю Британскую Формулу Рено, наш герой, будучи абсолютным новичком формульных классов уже достиг предпенсионного по гоночным меркам возраста. Ему было 17. В этом возрасте некоторые особо «везучие», как Хайме Альгерсуари, уже были одной ногой в Формуле 1. Зебастиан Феттель, будучи, старше Оливера всего на 5 лет, выиграл свой первый титул чемпиона мира Формулы 1! Ну, вы поняли…

Надо сказать, Роуланд не стал тянуть быка за рога, а уцепился зубами за его яйца. Потратив год на раскачку, уже в следующем 2011-м к нему пришли первые успехи. Например, Британская Формула Рено 2.0. Сезон начинался под диктовку Алекса Лина который выигрывал одну гонку за другой. Киприот Тэо Эллинас регулярно занимал вторые места, изредка навязывая британскому Алексу конкуренцию, а Оливер тем временем упорно вкатывался в технику, регулярно замыкая подиумы. Однако в Рокингеме всё перевернулось с ног на голову, Оливер одержал первую победу, и уже ниже второго места не опускался, завоевав 4 победы. Поезд чемпионства в тот момент уже уехал, но вот киприота британец смог-таки достать.

Дальше больше, в новой Финальной серии, пришедшей на смену  зимней серии, (в которой Роуленд дебютировал год тому назад) он смог выиграть 4 гонки из шести, а в двух остальных приехать вторым. Третьим тот чемпионат закончил Даниил Квят без единой победы. Постепенно повышая классы, Оливер добирается до Формулы Рено 3,5, и в 2015-м благополучно её выигрывает со второго раза. В те времена эта серия ещё была соизмерима по уровню с серией GP2.

В том же 2015-м году Оли пробует себя и в GP2, и даже в электроформуле. В электричках дебют состоялся в команде Махиндра. Роуланд в срочном порядке заменил Ника Хайдфельда.  Немец, в прошедшей гонке в Малайзии растянул связки на руке. Врачи настоятельно рекомендовали ему не выходить на трассу. Впрочем, эти выступления нельзя назвать ни показательными, ни удачными. Он выступал в этих сериях эпизодически, без вката в технику, без понимания философии этих серий. Результатов в таких условиях ожидать было сложно. Их и не было.

Следующий сезон 2016-го года Оливер провёл в GP2. Он выступал за команду MP Motorsport и выступал, учитывая среднюю форму этой команды вполне неплохо. Он завоевал несколько подиумов, хотя ближе к концу сезона то ли сам сдулся, то ли команда совсем потеряла темп. Результаты стали опускаться вниз. Доподлинно неизвестно в чём была проблема, однако Роуланд списал все неудачи на ухудшение формы команды, а команда в ответ обвинила Оливера в потере мотивации и формы.

Так или иначе, но на следующий год британец подписал контракт с командой ДАМС. К сожалению Оли не повезло. 2017-ый был тот самый год, когда в Формуле 2 солировал Шарль Леклер. Это был совсем другой заоблачный уровень. Роуланд не смог конкурировать с Шарлем. Не смог одолеть и старожила серии Артёма Маркелова. Однако, сверхстабильные результаты, позволили ему стать в чемпионате третьим, с двумя субботними победами в кармане.

Для Формулы 1 этого было мало. Оливер настойчиво стучался в её двери. Он начинал карьеру в молодёжной программе МакЛарен. Затем в 2016 он приходит в молодёжную программу Рено (что и позволило ему стать пилотом ДАМС), но в итоге, единственное место, на которое наш герой мог претендовать, оставалось в команде Вильямс. Он посидел какое-то время на скамейке запасных (работал на симуляторе) в Вильямс, но в итоге всё решили бабки и аукцион он благополучно проиграл.

Сидеть в запасных вечно было уже невозможно, надо было что-то уже решать. Роуланд решился. Он ушёл в электроформулу. Всё в тот же коллектив ДАМС, где его еще помнили, любили и уважали. Справедливости ради стоит сказать, что большого выбора у ниссановцев не было. От них скоропостижно сбежал покорять Формулу 1 Александр Албон. Кому как не проверенному Оливеру было предлагать это место. Дебют вышел скомканным. Несмотря на парочку поулов, и подиумов Оливер проигрывал напарнику много. Очень много! Непозволительно много. Сходы, ошибки, неожиданные провалы, если честно складывалось ощущение, что в ДАМС готовы поставить крест на британце.

Однако, неожиданно для всех, контракт был продлён и Роуланд остался в команде ещё на один сезон. По-видимому, японские французы решились дать британцу последний шанс. Так или иначе, совсем недавно Оли заявил, что счастлив, что не попал в Вильямс в нынешнем его состоянии, а выбрал электроформулу. Теперь всё в его руках. Думается, второго подобного сезона ему не простят.

Статистика выступлений Оливера Роуланда в Формуле Е

23 — Sebastien Buemi (CHE), Зебастьен Оливье Буэми (родился 31 октября 1988 года в Эгле, Швейцария)

Ну, вот мы, пожалуй, и добрались до самого несправедливо отчисленного студента вечерней школы одноглазого доктора автогоночных наук. Некоторые (например, Михаил Алешин) вообще считают это не школой, а сектой. Ну а что? Мало того, что в школу зачисляли людей по имени Зебастьен на приоритетной внеконкурсной основе, так они же ещё:

-поклоняются идолам огромной красной коровы,

-подчиняются любым прихотям одноглазого руководителя, 

-занимаются регулярным свингерством и перетасовками от одной гоночной команды до другой.

Признаки сектантского самосознания в Ред Булл столь высоки, что они при первом удобном случае называют это семьёй. Секта «Красной Австрийской Говядины». Переварила и выплюнула ещё одного своего члена. Себастьен прошёл с ними путь с самых низов. Начав взрослую формульную карьеру с Формулы БМВ, в 2004-м, уже в 2009-м он перебрался из GP2 в Формулу 1. Зеб успел опробовать множество серий, и везде был быстр, везде был в числе лидеров, но, выиграть чемпионат юноше не удавалось.

Тут не грех коснуться такого феномена Формулы 1, как итальянская команда для молодежи под маркой Краснобыков Scuderia Toro Rosso. В 2008 году её цвета защищали два Зебастиана. Один из них был Зеб американского разлива, хоть и яранцуз, но вполне себе сложившаяся американская звезда, 4-х кратный чемпион ЧампКаров Зеб Бурдэ. Вторым Зебом был удачно сманенный из молодёжной программы БМВ Зебастиан Феттель. Бурдэ весь сезон пытался приноровиться к новой технике, да так и не смог толком, а вот Феттель мало того, что выглядел намного ярче, так ещё и победу ТороРоссии в Италии сумел принести. Как итог будущий мистер «Палец» и «БлуФлаг» ушёл на повышение в основную команду, а Бурдэ остался в младшей, причём кресло под ним, в кокпите, качалось, будто круизный лайнер в Тихом океане. Беда была в том, что достойных замен на горизонте не наблюдалось. Самой реальной из них представлялся Буэми, да и тот провёл далеко не самый сильный сезон в GP2. Однако швейцарец числился в «Бычках» тест пилотом, что-то это да значило. Кстати говоря, на Гран-при Сингапура и Японии 2008 года Буэми управлял медицинским автомобилем FIA вместо заболевшего отитом его основного водителя — Жака Тропене. Как говориться хоть как в Формулу 1 готов был попасть наш молодец. В команду метили сразу несколько пилотов: Такума Сато, Бруно Сенна. Верный себе Франц Тост, однако, выбрал Зебастиана (Буэми). Больше того, когда в июле он выгнал Бурдэ, с волчьим билетом, (он умудрился вчистую даже новичку Буэми проиграть) в команду должен был прийти другой легендарный Зеб. Зебастиан Лёб. Лёбу палку в колесо воткнула родная WRC его не отпустили до окончания сезона. Как говорится, романтический момент стать новым Зебом в СТР был упущен.

В итоге напарником Буэми стал совсем ещё зелёный Хайме Альгерсуари. Команда в чемпионате стала вообще последней. Неплохая прошлогодняя форма канула в лету. Машина оказалась слабой. Буэми пробовал на ней хоть как-то бороться, даже очков несколько привёз, но Хайме так и закончил сезон с баранкой. Запомнились скорее его сходы, а не выступления. Два следующих сезона прошли примерно так же. Феттель совсем недавно блиставший в Торо Россо выиграл два титула, а молодёжь довольствовалась крохами. Причём, если в 2010-м Зеб был немного впереди по очкам, то в 11-м проиграл Хайме. Так или иначе, Одноглазого доктора результаты обоих не удовлетворили. То, что болид был и близко не чета пуле из 2008-го, аргументом не стало. Молодёжь отчислили пачкой, мол, не стать вам новыми Феттелями.

Буэми пришлось принимать новые вызовы, и он сделал, как видится сейчас, правильный выбор. Он ушёл в гонки на выносливость и Формулу Е, выступать и там, и там параллельно на регулярной основе. В WEC он вошёл в состав той самой ныне самовозящей везде и всюду Тойоты, где уже в 14-м взял с командой титул. В 2018-м он выиграл-таки Ле Ман вместе с Алонсо. Также экипаж стал чемпионами в суперсезоне 2018-2019. Пусть и не без скандала, не совсем заслуженно, но выиграли они и Ле-Ман 2019. Как говорится, подноготную все скоро забудут, а результат в табличке останется.

Нас же гораздо больше интересует путь Зеба в Формуле Е. Там он выбрал команду E-DAMS, коей и по сей день верен, пусть она и сменила логотип с Рено на Ниссан, а суть-то не поменялась. В Формуле Е швейцарец наконец почувствовал себя так, как ему было нужно. Первый же сезон он ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН был выигрывать, а в итоге проиграл всего одно очко. Это было обидно! В следующем сезоне обижаться пришлось уже Лукасу Ди Грасси. Сколько они отношений вне трассы выясняли, грызлись, толкались. Итог чемпионата, минимальный разрыв в два очка. Весь сезон они шли с равными результатами. Буэми сравнялся по очкам, выиграв в Лондоне поул. В самой последней гонке имевший пусть и минимальное, но всё же преимущество за счёт одного лишнего подиума (при равенстве очков) Лукас Ди Грасси, решил попросту выбить соперника. Его план бы удался, да только Буэми (как и Лукас собственно) добрались всё же до боксов, и пересели во вторые машины. Судьбу титула должен был решить лучший круг в гонке. Показал его Зебастьен Оливье Буэми, став благодаря этому вторым чемпионом серии. На следующий же год, всё шло к победе, но уже психоз Буэми вкупе с невозможностью отказаться от выступлений за Тойоту подарил титул Лукасу Ди Грасси. Два последующих сезона Буэми тоже был быстр, но всё же Е-ДАМС немного съехала с чемпионских рельсов. Настала эра Тичиты, но это уже совсем другая история…

Статистика выступлений Себастьяна Буэми в Формуле Е

Автор текста — Росс Норовлянский (Самые Слики)